/
/
ЭРА МАШИАХА
Проф. Г.Брановер
Инф. бюллетень "ШОФАР" №69 Элул 5755 (1995)

Профессор Беэр-Шевского университета Герман (Ирмеяhу) Брановер родился в Риге в 1931 г. Закончил Ленинградский политехнический институт. Кандидатскую диссертацию защитил в Московском авиационном институте в 1962 г., а через 6 лет - докторскую на физико-механическом факультете Ленинградского политеха. Много лет пробыл в отказе. В 1972 г. репатриировался в Израиль. В настоящее время руководит двумя научными лабораториями в Беэр-Шевском университете

- Как Вы оцениваете происходящие сегодня в Израиле события? Не кажется ли Вам, что мы находимся на завершающей стадии сионизма и, увы, последней фазе существования еврейского государства?
- Еще как кажется... К сожалению, все происходящее в наши дни очень напоминает мне ситуацию конца 30-х годов в Латвии (мы тогда жили в Риге, я был ребенком, но помню все очень живо). По разговорам взрослых я, конечно, понимал, что надвигается нечто страшное. И вместе с тем все убеждали друг друга: как-нибудь обойдется, современный мир не допустит трагедии, мы чего-то недопонимаем, наши руководители знают, что делают, они разбираются в политике лучше нас. Все мы знаем, что произошло на самом деле...
Мои ночные кошмары - сегодняшняя ситуация в Израиле. Не было еще в нашей истории такого, чтобы руководители еврейского народа по собственной воле вели его на массовое заклание. Даже большевистское правительство первых послереволюционных лет, среди руководителей которого большинство составляли евреи, нельзя считать исключением. Это было завуалировано, по логике легко можно было ошибиться, ведь еще никто не знал, что такое коммунизм и к чему он может привести. Тогда казалось, что это прекрасная, благородная и многообещающая идея. И люди верили. Потом лицемерие взяло верх... Коммунисты вели народ на заклание, и известно, что в лагерях (а уже в 20-е годы истребили сотни тысяч человек) погибли и миллионы евреев наряду с десятками миллионов советских граждан прочих национальностей. Но, повторяю, тогда это выглядело иначе. Евреи были беззащитны: в меньшинстве, рассеяны среди других народов.
Наша история знает ужасные ситуации - Вавилонское и Римское пленения. Но тогда евреи прикладывали максимум усилий, чтобы устоять. Сегодня - и это пугает больше всего - страна по своей воле движется к краху. Я намеренно не подчеркиваю вину правительства - бывают неудачные руководители, заблуждающиеся, находящиеся в плену у ложной доктрины. Что воистину страшно - это то, что народ добровольно идет на заклание! Не секрет, что статистика вещь обманчивая, но ведь половина населения (чуть больше или меньше) активно или пассивно одобряет нынешнюю политику. Считают, что так и следует действовать, что "мирный процесс" - единственное, что нам остается. И не важно, что у Арафата в декларации главная задача остается прежней - уничтожить всех нас до последнего...
Две недели назад мне довелось участвовать в работе комиссий ООН в Вене, которые занимаются окружающей средой и проблемами радиоактивности, и там один американский ученый рассказал мне, как египетские коллеги, не догадываясь о его еврейском происхождении, открыто заявляли: "Какие идиоты эти израильтяне! Они думают, что у них что-то получится, они верят нам и надеются, что мы когда-нибудь согласимся на настоящий мир, смиримся с их присутствием на Ближнем Востоке. Молодец Арафат, он у них заберет плацдарм в центре. Поднажмет с севера Асад, а потом мы вступим в войну все разом, как было уже не раз, и отберем остальное без всякого труда, путем небольшой военной операции...". И так говорят египетские профессора, интеллигенты. Не военные и не террористы...
Что же произошло? По-видимому, в секулярном сионизме изначально был заложен механизм самоуничтожения.
Даже когда евреев убивали в гетто, они оставались до последней минуты верны своей миссии - умирали со словами "Шма Исраэль...". И в этом была наша сила. И поэтому евреи выстояли и остались народом на протяжении 3300 лет.
В наши дни люди живут на Святой земле, совершенно не понимая, зачем они здесь. Не знают, за что их убивают. Потому что просто привезти евреев в Израиль и сказать, что здесь вы должны жить - мало. Слишком мало. Зачем мы должны здесь находиться? В Эрец-Исраэль сегодня труднее, чем в Канаде или где-нибудь еще. Опаснее. Так кому это надо? Это может быть оправдано, лишь когда люди понимают, осознают особенность своей миссии и особенность земли Израиля. Но с самого начала воплощения секулярного сионизма все духовные и мессианские идеалы были развеяны: Танах превратился в литературное произведение, а не в основу жизни.
И это началось не сегодня, а задолго до Бен-Гуриона. К слову, сам Бен-Гурион хотя и был атеистом, но еще впитал кое-что из еврейского образа жизни. Он, может быть, сам того не осознавая, хранил что-то из еврейской традиции.

- Простите, что такое секулярный сионизм?

- Есть традиционный сионизм, основанный на Торе, на том, что всякий верующий еврей три раза в день обращается лицом к Иерусалиму и произносит молитву, в которой сочетаются два мотива: первый - возвращение на Святую землю, в Вечный город, и второй - приход Машиаха, изменение в корне всего присходящего в мире, торжество нравственности, основанной на еврейском учении... Это идеологический религиозный сионизм. В противовес ему есть сионизм Герцля и других - секулярный, политический. Цель его - создание национального убежища. Не осознание особой миссии, не выполнение исторического предназначения еврейского народа, а просто попытка найти дом, в котором евреям не будет ничего угрожать...
Увы, не получилось. Наоборот, вышло куда опаснее, чем во всех остальных странах мира.
Конечно, первое поколение борцов за еврейский дом отдавали свои жизни во имя создания государства. И никто не собирается отрицать их заслуги. Но вот прошло 50 лет и все превратилось в прямую противоположность. За что бороться - никто не знает, молодежь совершенно деморализована.

- Почему такое стало возможным?

- Потому что никому ни до кого нет дела. Нет идеологических устоев, нет идеалов. Живут сегодняшним днем. Национальная память, которой всегда были сильны евреи, не простирается дальше вчерашнего дня. Она еще осталась, может быть, у нас, приехавших из России (у кого-то больше, у кого-то меньше - не столь важно), потому что мы что-то преодолели. У нас все еще есть ощущение чего-то святого, какого-то братства, какой-то связи друг с другом. У многих израильтян ничего подобного не осталось. Есть взаимная ненависть и зависть...

- Почему?

- Потому что была разрушена цепочка, связующая поколения, разрушена основа нашей истории - еврейское воспитание. Сегодняшнее израильское общество - мне печально говорить об этом - кого они вырастили? Какое-то стадо, в котором никто ни в чем не заинтересован (хочу еще раз подчеркнуть, - говорю о большинстве, о тенденции, слава Б-гу, еще можно встретить в Израиле немало прекрасных, самоотверженных людей, к которым, несомненно, нужно отнести поселенцев)...
У всякой личности должны быть какие-то достоинства - забудем на секунду о еврействе, сионизме, иудаизме. Так вот, любое общество исповедует чисто человеческие нормы (другое дело, что они взяты из того же иудаизма, и теперь их считают основой всемирной морали и общепризнанными правилами существования человечества). Даже советская школа (а ведь мне пришлось учиться еще при Сталине и все эти политинформации о великом вожде и учителе навевали смертельный ужас) прививала ученикам чувства взаимопомощи, уважение к старшим, помощи нуждающимся, дружелюбие. В нынешней секулярной израильской школе ничего этого нет... Здесь принципы иные: человек человеку волк, урви побольше, успей сегодня, ибо неизвестно, что будет завтра.

- Итак, светские евреи провозгласили себя обычной страной, обычным народом, но упали гораздо ниже любой другой страны, любого другого народа?
- Когда мы, евреи, действуем по Торе, по заповедям Книги Книг, то поднимаемся в нравственности, в чистоте, духовности выше других народов. Если отступаем от заповедей Всевышнего - можете со мной соглашаться или нет - падаем ниже других народов... Животное начало довлеет над всем остальным...

- И что же с нами всеми будет?
- Два сценария. Если мы опомнимся, вернемся к истокам, то победим. Если, не дай Б-г, не опомнимся, не изменим нечто в нашей жизни, в системе воспитания, в своем поведении - и если не произойдет чудо (вспомним, что еврейская история - это цепочка чудес), то есть реальная опасность, что исчезнем. По рациональным соображениям евреи, как народ, должны были бы исчезнуть давно. Однако не будем забывать, что сверхъестественное доминирует в еврейской истории. Нет рациональных теорий, объясняющих существование еврейского народа на протяжении трех тысяч трехсот лет. Убивали нас больше, чем кого бы то ни было. В числе других народов мы - крупинка. А выжили... И не просто выжили, а внесли решающий вклад во всемирную цивилизацию.
В Израиле с нами, правда, произошли некоторые изменения: евреи в России, Америке, да и по всему миру были самыми видными учеными. Число евреев - нобелевских лауреатов - огромно.

- И у нас имеется теперь два лауреата - Рабин и Перес...

- Да, тяжкий парадокс. Они приняли эту награду вместе с убийцей Арафатом.
Так вот, израильская наука, может быть, лучше, чем в других малых, отсталых и недоразвитых странах, но сказать, что она приближается хотя бы к советской или к уровню США, нелепо... Несомненно, имеются достижения в той или иной области, но во многих других - захудалый, провинциальный уровень.
Происходящее с еврейским народом не подчиняется "законам истории". Все определяется заповеданными нам духовными принципами, еврейскими законами, которые являются сверх- и над-природными...

- Израиль может исчезнуть, а евреи во всем остальном мире выживут...

- Нет никакого сомнения - и в этом плане можно сказать, что счастье, что есть диаспора. Потому что здесь, в Израиле, к сожалению, может произойти новая катастрофа...
Я верю в завет Б-га с Авра(амом и не сомневаюсь, что этот завет будет выполнен. Более того, я верю в приход Машиаха и уверен, что его эпоха очень близка. Машиах уже здесь, на земле, среди нас. Просто не пришло время ему открыться. Поэтому, говоря языком светским, я верю в счастливый конец нашей истории. Но не потому, что Рабин подпишет еще одно убийственное соглашение. К заключению о счастливом конце, увы, трудно прийти рациональным путем...

- Вы - хабадник?
- Я стал хабадником. А был атеистом, причем воинствующим. На определенном этапе своей жизни я разочаровался в этом, начал искать свои еврейские истоки. Мне помогли учить Тору любавичские хасиды в Риге, уже после того, как я закончил свое образование в Москве и Ленинграде и защитил диссертацию. В тот период я пришел к хасидизму, к Хабаду.

- Любавичский ребе сказал, что Машиах должен прийти в нашем поколении...
- В каббалистической, так называемой "скрытой" еврейской литературе (а хасидизм - это синтез учения "скрытой" и доступной Торы; около 200 лет назад Алтер Ребе создал учение - некий новый взгляд на Тору и иудаизм, и этот симбиоз стал основой движения хасидизма) четко сказано, что Машиах должен прийти до завершения 6-го тысячелетия. Но не обязательно в конце тысячелетия. Баал-Шем-Тову, основателю современного хасидизма (еще за два поколения до Алтер Ребе), было сообщено в состоянии взлета души, в пророческом видении, что Машиах придет, когда его учение распространится по всему свету, дойдет до всего человечества. И вот в наше время это осуществляется. Действительно, никогда ранее, до Любавичского ребе, не было такого широкого распространения идей Торы вообще и хасидизма в частности.
В течение сорока с лишним лет Любавичский ребе лично воздействовал на людей. По субботам - многочасовые уроки по Торе для аудитории в 5000 человек. В выходные дни - прием (по одному) тысяч людей. Однажды он успел благословить 11 тысяч людей в один день. Ответы на сотни тысяч писем. Для того, чтобы человек мог выполнить заповедь о благотворительности, Ребе вручал посетителю доллар, вместо которого посетитель давал два, три, а кто и миллион в помощь еврейским школам, сиротским домам и на прочие добрые дела...
Встреча с Любавичским ребе всегда включала получение благословения, а также совета или наставления. Я как-то прикинул, что общее число людей, на которых Ребе оказал влияние, исчисляется миллионами. У него побывали и многие президенты и чуть ли не все премьер-министры Израиля. Все они также получили важнейшие практические советы и указания. Увы, государственные мужи Израиля за редкими исключениями относятся к малочисленному меньшинству, не следующему советам Ребе.
И, кстати, приходило немало неевреев: члены Конгресса США, министры, мэры Нью-Йорка и многих других городов, видные люди из многих других стран...
Последнее десятилетие Ребе посвящал центральное внимание приходу Машиаха. И не случайно: с одной стороны, мы видим, что мир зашел в тупик - причем не только еврейский мир. Приход Машиаха - глобальное событие для всех людей. Кстати, Ребе говорит, что Торе обязаны следовать не только евреи, но и неевреи - разница лишь в числе исполняемых заповедей - у евреев их 613, а у остальных - 7...
Есть масса доказательств, что Машиах уже здесь, надо только суметь его разглядеть, признать и добиться того, что эра Машиаха - эра справедливости, мира, разума, торжества добра, сознания присутствия Всевышнего на земле, видения того, что физически не дано, - началась...

- Как сочетается Ваша вера в Тору вообще и в приход Машиаха в частности с Вашей профессией физика?
- Книга Рамбама, величайшего мыслителя и знатока Торы, жившего 850 лет назад, заканчивается описанием прихода Машиаха. Он сформулировал 13 основных догматов еврейской религии. Среди них: вера в приход Машиаха и воскресение мертвых. Для нас, воспитанных на рациональном мышлении и естественных науках, звучит очень странно. Однако оказывается, что именно современная наука с этим прекрасно уживается...
В этом году в Издательстве МГУ вышла очень интересная книга известного физика Юрия Владимирова "Фундаментальная физика и религия". В Америке в это же время появилась работа крупного физика Франка Типлера, которая называется "Физика бессмертия". А подзаголовок - "Современная космология, Б-г и воскресение мертвых". Книга в 700 страниц с уравнениями, ссылками на новейшие теории: квантовой механики, хаоса и др. Он пишет, что будучи по воспитанию атеистом, пришел к выводу о существовании Б-га, воскресении мертвых, о Б-жественном провидении и о свободе воли не в результате откровения, а путем анализа новейших теорий.
Науки в их нынешнем состоянии - и Ребе всегда это повторяет - не уводят, а приводят к религии... Классический пример - квантовая механика. Воздействие наблюдателя на объект. То же самое, оказывается, говорит и Талмуд....
Хасиды верят, правда, в большее - что именно Ребе и является Машиахом. Я вполне принимаю эту точку зрения. Да, мы, увы, сейчас не можем видеть и слышать его, но ведь вся еврейская вера основана на том, что физическое - не главное. Б-г, Тора - первичны, материальный мир - вторичен, зависим. Талмуд говорит о том, что праотец Яков не умер, хотя его и бальзамировали и оплакивали. Но - это на нижнем, земном уровне, уровне восприятия египтян. На уровне более высоком говорится, что он не умер не только в смысле духовном, но и в смысле физическом. Объяснить, что это означает, пользуясь понятиями рационального мышления, - задача нетривиальная. Но, давайте признаем, что нам вообще известно очень мало и современная наука лишь доказывает, насколько поверхностны и зыбки наши познания. То, что мой разум чего-то не воспринимает, еще ни о чем не свидетельствует...
Я удостоился провести с Ребе наедине несколько десятков часов. Видимо, я был первым профессором и доктором наук, к тому же пришедшим к религии, приехавшим тогда из России. Он объяснял мне основы еврейской религии и соотношение Торы и науки. Ребе даже давал мне практические советы, касающиеся моей научной работы. Причем моментально, не имея под рукой компьютера, даже не беря в руки карандаш. Бывало, я читал доклад о наших новых результатах в 20 университетах перед многими учеными и никто не обращал внимания на ошибки, а Ребе в ту же секунду останавливал меня и указывал, что надо исправить. На своем личном опыте я убедился, что все сказанное им - сбывается. Тем более несомненно, что сбудется его пророчество о самом главном событии в еврейской и всемирной истории - о Машиахе. И для меня, по крайней мере, нет другого "кандидата" на роль Машиаха, кроме Ребе. Как ни парадоксально и странно это звучит для современного человека. Поймите, это должен быть представитель этого поколения, гений, человек духа, человек, у которого нет другой заботы, кроме как помогать людям, человек, который уже привел к Торе миллионы людей. Мне известен только один человек, который обладает всеми этими качествами в совокупности. Это - Любавичский ребе.

 


©Copyright 2001, Chabad Youth Organization. All rights reserved. Site produced by Netzart Fedorov Media