проспекты / плакаты / книги / календарь / заказы

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ,
ЕГО УСТРОЙСТВО И СЛУЖЕНИЕ В НЕМ


КАЖДЫЙ, КТО ИЗУЧАЕТ ХРАМ, СЛОВНО СТРОИТ ЕГО
Что сказал Всевышний пророку Йехезкелю, показав ему будущий Храм?
"Расскажи Дому Израиля об этом Храме, и пусть постыдятся они грехов своих и постигнут строенье его".
Обратился Йехезкель к Всевышнему:
"Мы все еще в изгнании, в стране наших врагов,
а Ты велишь мне пойти и описать евреям вид Храма?!..
Разве сейчас они вольны что-нибудь сделать?
Подожди, пока они выйдут из изгнания: вот тогда я пойду и все передам им".
Ответил ему Всевышний:
"Что, из-за того, что дети Мои все еще в изгнании, Храм не будет построен?!
Великое значение имеет чтение о нем в Торе - все равно, как постройка его.
Иди, скажи им, и пусть они займутся изучением сказанного в Торе о Храме, и Я зачту им это в награду,
как если бы они в самом деле занимались его строительством".
(Мидраш Танхума, глава "Цав", 14)

 

ОБЩИЙ ВИД ХРАМА
В самом общем плане Храм состоит из четырех частей:

(1) Двор женщин - внешний двор, окруженный колоннадой, на крыше которой в праздник Суккот собираются женщины, чтобы смотреть на праздничное веселье;
(2)
Внутренний двор, где совершают жертвоприношения;
(3)
Чертог - огромное здание (примерно как современный 17-этажный дом);
(4)
Святилище и Святая Святых, где находятся самые святые предметы утвари Храма.

ДВОР ЖЕНЩИН - (1)
Квадрат размером 135х135 локтей (см. 1*) , в четырех углах которого находятся помещения без крыш размерами 40х40 локтей.

(5) Юго-восточное помещение - т.н."Палата назиров" (см. 2*), в которой они, по окончании срока обета, варят мясо принесенных ими жертв и остригают свои волосы.

(6) В северо-восточном помещении - дровяной склад, где священнослужители (коэны), обладающие физическими недостатками и потому не имеющие права участвовать в храмовом служении, отделяют чистые поленья от червивых, негодных для жертвенника.

(7) В северо-западном помещении - миквэ (см. 3*) для очищающихся от цараат (см. 4*).

(8) В северо-восточном - хранилище вина и оливкого масла для нужд храмовой службы.

ВНУТРЕННИЙ ДВОР - (2)
Святость Внутреннего двора Храма, предназначенного для совершения жертвоприношений, выше чем святость Дворца женщин. Его территория (размерами 187х135 локтей) окружена стеной. Во двор ведут семь ворот: три с северной стороны ((12) Шаар аницон, Шаар акорбан и (11) Шаар бейт-амокед); три с южной (Шаар аделек, Шаар абхорот и Шаар амаим) и одни с восточной ((9) Шаар Никанор). Все ворота 10 локтей в ширину и 20 локтей в высоту. Во Внутреннем совершают все, что необходимо для принесения жертв: режут жертвенных животных, брызгают их кровью на жертвенник, снимают шкуру с их туш, расчленяют туши и сжигают их на жертвеннике.

ЧЕРТОГ - (3)
Вход в помещение Храма (Чертог) не имеет дверей - его закрывает только огромный занавес. Со двора к нему ведут 12 ступеней.
Передняя, восточная сторона Храма несколько шире, чем задняя, западная, - подобно телу льва, широкому спереди и узкому сзади. Поэтому мудрецы Торы называли Чертог "Ариэль" ("Божественный лев"). Внутреннее помещение Чертога состоит из двух частей: Святилища и Святая Святых, которые окружены подсобными помещениями, устроенными в три этажа в толще трех стен Чертога (кроме восточной). Через систему этих помещений возможно также подняться на чердак, откуда открываются люки в Святая Святых, через которые один раз в 7 лет спускают рабочих для призведения необходимого ремонта.
Крыша Чертога окружена парапетом высотой в 3 локтя, заканчивающимся металлическими остриями в 1 локоть высотой, чтобы помешать птицам садиться на него и пачкать стены Чертога.


СВЯТИЛИЩЕ И СВЯТАЯ СВЯТЫХ - (4)

Святилище занимает две трети внутреннего помещения Чертога, Святая Святых - одну треть. В святилище ведет еще один, внутренний вход. Там находятся: Менора, Золотой стол и Золотой жертвенник. В Святая Святых - "Эвен аштия" (см. 5*), на котором в Первом Храме стоял Ковчег завета. Ввиду исключительной святости этого места доступ в него разрешается только первосвященнику, и то лишь один раз в году: в Йом-Кипур.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1*) Мера длины, равная примерно 0,5 м.

2*) Назир - согласно Торе, еврей, принявший на себя обет вести в течение определенного времени особый образ жизни: не пить и не есть ничего, приготовленного из винограда, не стричь волосы на голове и тщательно соблюдать ритуальную чистоту.

3*) Миква - специальный бассейн, погружение в который, согласно Торе, очищает от ритуальной нечистоты.

4*) Цараат - согласно Торе, особое состояние человека, внешне выражающееся в появлении на его коже ярко-белых пятен и характеризующееся высокой степенью ритуальной нечистоты. После выздоровления такой человек обязан пройти процедуру ритуального очищения и, в частности, совершить определенные жертвоприношения. Необходимо подчеркнуть, что состояние "цараат" вызывается чисто духовными причинами и имеет место лишь тогда, когда существует Храм, в котором Всевышний присутствует в среде народа Израиля.

5*) Дословно "Камень-фундамент" ; с него, согласно устной Торе, началось сотворение мира.

 


ВНУТРЕННИЙ ДВОР - ВИД СВЕРХУ


1. Двор мужчин (1) - часть Внутреннего двора, доступная для ритуально чистых мужчин. Между ним и Двором священнослужителей (коэнов) - четыре ступени, на которых во время совершения жертвоприношений стояли левиты - музыканты и певцы.

2. Двор коэнов (2). Здесь совершают все, что необходимо для принесения жертв: режут жертвенных животных, брызгают их кровью на жертвенник, снимают шкуру с их туш, расчленяют туши и сжигают их на жертвеннике, а также совершают жертвоприношения из муки и масла ("минха") и возлияния на жертвенник вина и воды (в праздник Суккот).

3. Внешний жертвенник (3). Чтобы указать, на какую часть жертвенника следует брызгать кровь жертвенных животных, посередине его окружала узкая красная полоса. В четырех углах жертвенника - особые выступы; на нем постоянно горели три костра. Пепел и перегоревшие угли сгребали в кучу в центре верхней поверхности жертвенника. Пологий подъем на жертвенник (т.н. пандус) - с его южной стороны (4), с обеих сторон его - вспомогательные (5), доходившие только до карниза (6), окружившего жертвенник. Коэн, который должен был нанести жертвенную кровь на выступы жертвенника, поднимался по восточному вспомогательному пандусу, обходил жертвенник по карнизу и спускался с западной стороны по второму вспомогательному пандусу.

4. На севере Внутреннего двора - восемь колонн с крючками (7), на которые вешали туши жертвенных животных, чтобы снимать с них шкуру. Рядом с этими колоннами - восемь мраморных столов для разделки туш.

5. Умывальник с двенадцатью кранами (8), из которых коэны омывали свои руки и ноги, приступая к работе.

6. Два стола (9) - один серебряный, другой мраморный. На серебряный коэны клали предметы, необходимые для совершения жертвоприношений, на мраморный - разделанные туши жерт венных животных.

7. Девять помещений во Внутреннем дворе. На севере (10) - Грановитая палата, в которой заседал Большой санэдрин (см. 1*), Палата первосвященника и помещение, где находился колодец, снабжавший водой весь Храм. На юге (11) - соляной склад, помещение для первичной обработки шкур, снятых с жертвенных животных, и помещение для промывания их внутренностей. На востоке (12) - Палата Пинхаса, хранителя одежд, и помещение для выпечки мучного жертвоприношения, которое два раза в день совершал первосвященник. Во Дворе коэнов также находилось несколько подсобных помещений - в частности, Палата левитского рода Автинас, изготовлявшего благовения для воскурения в Храме.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1*) Высший судебно-законодательный орган еврейского народа , состоявшего из 71 мудреца Торы..

 

СВЯТИЛИЩЕ И СВЯТАЯ СВЯТЫХ


(1) Святилище . Последняя часть внутреннего помещения в здании Храма, в котором находятся Менора (6), Золотой стол (4) и Золотой жертвенник (5)

(2) Святая Святых . Задняя часть внутреннего помещения в Здании Храма где стоял Ковчег Завета (7). Это место, обладающее максимальной святостью, доступ куда разрешается только первосвященнику один раз в году, в Йом-Кипур.

(3) Святая Святых от Святилища отделяла завеса (3), показанная на рисунке лишь частично.

(4) Золотой стол , изготовленный из дерева и облицованный золотом, - у северной стены Святилища. На нем постоянно находились 12 хлебов и две чашечки с благовониями.

(5) Золотой жертвенник для воскурения благовоний - на середине Святилища, но ближе ко входу по сравнению со Столом и Менорой.

(6) Золотая Менора, или Семисвечник , - у южной стены Святилища, напротив стола. Прямые ветви ее выходят из ствола по диагонали.

(7) Ковчег Завета из дерева, облицованного золотом изнутри и снаружи, - в ценре Святая Святых. На его крышке - изображения ангелов-"керувим", по обеим сторонам его - шесты, на которых переносили его. Во втором Храме в Святая Святых уже не было Ковчега, однако первосвященник, входя туда, долен был мысленно представлять себе Ковчег на его месте.


КАКОЙ ФОРМЫ БЫЛИ ВЕТВИ МЕНОРЫ?


Так выглядит МЕНОРА
в рукописи Рамбама

Один из интереснейших вопросов, связанных с утварью Храма, - какой формы были шесть ветвей Меноры? Согласно представлению, наиболее распространенному в наши дни, они были полукруглыми. Однако глубокое изучение первоисточников приводит к выводу, что на самом деле ветви Меноры были прямыми. Это вытекает из слов пророков и из Талмуда. Раши (см. 1*) в своем коментарии к Торе пишет дословно, что "шесть ветвей выходят из ее ствола по диагонали", и именно так изобразил Менору Рамбам (см. 2*) в своей рукописи.

Что же касается варианта Меноры с полукруглыми ветвями, то он заимствован с изображения на триумфальной арке римского императора Тита, разрушителя Иерусалима, и скорее всего, что оригиналом для него послужила не настоящая Менора, а один из светильников Храма.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1*) Рабейну Шломо Ицхаки (1040-1105) -величайший комментатор Письменной Торы и Талмуда, "учитель, у которого самое большое количество учеников" (потому что изучение как Письменной, так и Устной Торы совершенно немыслимо без его объяснений).

2*) Рабейну Моше бен Маймон (1135-1204) - величайший кодификатор законов Торы, ученый, врач и философ. Духовный авторитет для всего еврейского народа вплоть до настоящего времени.

 

КАК ВЫГЛЯДЕЛ
ОГОНЬ НА ЖЕРТВЕННИКЕ?

"Мизрак" - сосуд, в котором собирали кровь жертвенного животного и относили к жертвеннику.
Кровь одних видов жертв наносили на выступы по углам жертвенника, кровь других - брызгали на верхнюю часть его корпуса, третьих - на нижнюю часть, к основанию. Тем самым человеку, который приносил эту жертву, напоминали, что жертвоприношение - это замена наказания, которому он подлежит за свои проступки, и искупление его души.

На жертвенник вел пологий подъем, пандус, длиной 32 локтя, по которому коэны поднимались размеренным шагом, полные благоговения. Круглый год на жертвеннике горел огонь. Тора рассказывает, что в Первом Храме это был огонь, павший с небес при освящении Храма, и мудрецы сообщают, что огонь этот лежал на жертвеннике, подобно льву - символизируя народ Израиля, полного сил, спокойно пребывающего в своей стране.

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  АРХИТЕКТОР ХРАМА - САМ ВСЕВЫШНИЙ
  Подробный план Первого Храма царь Шломо получил от своего отца, царя Давида, которому сообщил это сам Всевышний. Детальное описание Третьего Храма содержится в книге пророка Йехезкеля.
Второй Храм, построенный изгнанниками, вернувшимся из Вавилона, частично повторил Первый Храм, частично воплотил пророчество Йехезкеля. Да будет воля Всевышнего, чтобы оно полностью осуществилось в самом ближайшем будущем.

  СТЕНЫ ХРАМА ВОЛНОВАЛИСЬ КАК МОРЕ
  Когда царь Ордос (Ирод) перестроил Второй Храм, его стены были воздвигнуты из зеленоватых и белых камней. Ряды камней одного цвета чередовались с рядами камней другого цвета, причем белые ряды выступали из поверхности стены больше, чем ряды зеленоватые. Закончив строительство, царь хотел облицевать стены золотом, однако мудрецы Торы воспротивились этому. Дело в том, что лучи солнца, падая в жаркий день на стены Храма, создавали поразительный эффект: казалось, что стены волнуются, как морские волны...
 

ОДНА ИЗ ДВЕРЕЙ ХРАМА ПРИПЛЫЛА ПО МОРЮ

  Двери всех ворот Храма были покрыты золотом, исключение состовляли медные Восточные ворота между Внутренним двором и Двором женщин, Шаар Никанор(9). Они были оставлены в своем первоначальном виде и названы так в память о чуде.
А именно, еврей по имени Никанор отправился в Египет, в г. Александрию, чтобы тамошние мастера изготовили эти двери. Когда он повез их на корабле, началась страшная буря, и, чтобы облегчить корабль, моряки сбросили одну из створок дверей в море. Вторую же створку Никанор защитил, проявив готовность к самопожертвованию. Каково же было всеобщее изумление, когда корабль вошел в порт Акко: оказалось, что первая створка не утонула, но приплыла в Страну Израиля вслед за кораблем!

 

СВЕРКАЮЩАЯ ЛЮСТРА

  Елена, царица адиабенская, перейдя в иудаизм, пожертвовала Храму золотую люстру (10), которую подвесили над входом в Чертог. Когда утром первый луч солнца падал на эту люстру, казалось, что от нее во все стороны рассыпаются золотые искры, и для всех жителей Иерусалима это служило знаком, что наступило время читать молитву "Шма Исраэль".




ЧУДЕСА ХРАМА

 

ВСЕГДА СВЕЖИЙ ХЛЕБ
На Золотом Столе в Святилище все время находилось 12 хлебов уникальной формы - т.н. "лехем апаним". В субботу коэны приходили, чтбы снять старый хлеб и положить новый, и... каждый раз обнаруживали, что хлеб, который пролежал в Святилище всю неделю, был свежим и теплым, словно только что из печи... Это было одним из чудес, постоянно происходивших в Храме.
Йосеф бен Матитьяу (Иосиф Флавий), описывая триумфальное шествие Тита, разрушителя Иерусалима, особо отмечает изумление жителей Рима при виде Золотого Стола из Храма.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА

Два раза в день - утром и после полудня - на Золотом жертвеннике в Святилище один из коэнов воскурял благовония. Было известно, что этот вид служения привлекает особое благословение Всевышнего: совершающий его богатеет. Поэтому каждое утро для воскурения благовоний выбирали по жребию именно того, который еще ни разу в жизни не удостоился совершить это.
В состав смеси, которую воскуряли в Святилище, входили 12 видов благовоний, некоторые из которых доставляли из очень далеких стран. Изготовляли эту смесь левиты из рода Автинаса, которые считали ее рецепт своей профессиональной тайной и хранили его в глубочайшей тайне.


Сосуд для благовоний,
вмещавший в точности
то Количество, которое
было Необходимо на один день.

 

О ДВУХ НАШИХ ХРАМАХ...

ПЕРВЫЙ ХРАМ
Первый Храм в Иерусалиме, построенный царем Шломо (Соломоном), (Невуходоноссором) просуществовал 410 лет, пока не был разрушен царем Вавилона Невухаднецаром (Невуходоноссором). Талмуд раскрывает тайну, что Шломо предвидел возможность разрушения Храма и потому в недрах Храмовой горы устроил тайник для самых святых предметов утвари Храма. И действительно, за некоторое время до разрушения Храма в этом тайнике были спрятаны такие изделия, и среди них Ковчег Завета с двумя Скрижалями, полученными Моше от Всевышнего на горе Синай.


ВТОРОЙ ХРАМ
После истечения 70-летнего Вавилонского изгнания персидский царь Кореш (Кир) объявил о восстановлении Храма в Иерусалиме. Воспользовавшись этим, много евреев вернулись на родину и принялись за восстновление Иерусалима, лежавшего в развалинах, его стен и Храма. Когда закладывали первый камень, раздались рыдания стариков, помнивших былое великолепие Храма и праздничное веселье наполнявших его толп народа.
Второй Храм простоял 420 лет.


КАТАСТРОФА
После долгой осады римлянам удалось ворваться в Иерусалим. Они разрушили город, множество его жителей убили и разрушили Храм. Рассказ мудрецов Торы о последних минутах существования Храма буквально вызывает содрогание: "Когда увидел первосвященник, что Храм горит, он поднялся на крышу Чертога, и вместе с ним - множество молодых коэнов, державших в руках храмовые ключи. "Властилин мира! - обратились они ко Всевышнему. - не удостоились мы быть верными казначеями Твоего Храма - так вот, мы возвращаем Тебе ключи!" С этими словами они швырнули ключи вверх - и с небес появилась словно ладонь и приняла ключи. А коэны и левиты, увидев, что Храм сгорает, взяли музыкальные инструменты Храма, бросились в огонь и сгорели."
(Песикта равти, 26:7)


ГРЯДУЩЕЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
"Втот самый день, когда ворвались враги в Иерусалим и разрушили Храм, родился Машиах".
(Мидраш зута, Эйха, 1:2)

 

 

ВОТ ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ :

  • Место Храма - самое святое место на земном шаре.
    "Никогда не уходила Шхина от Западной стены" (Мидраш Раба,2:2) - сейчас тоже Всевышний незримо присутствует на месте Храма.
  • Десять чудес, явных для всех, постоснно происходили в Храме. Среди них: ни одна муха не появлялась там, где разделывали туши жертв; никакой ветер не мог поколебать столб дыма, поднимавшийся от жертвенника вертикально вверх; никакой дождь не мог загасить огонь на жертвеннике.
  • Все мужчины народа Израиля три раза в год были обязаны являться в Храм; в праздники Песах, Шавуот и Суккот. Также и в наше время существует обычай в те же дни приходить к Западной стене Храма.
  • Суть храмового служения - совершение жертвоприношений Всевышнему. Например: преступивший ; закон Торы нечаянно, приносил искупительную жертву; в честь радостного события или спасения от опасности приносили благодарственную жертву; каждый день совершали постоянные (а по субботам и праздникам - и дополнительные) жертвоприношения за весь еврейский народ.

 

ПЕРВОИСТОЧНИКИ О ХРАМЕ

РАМБАМ, ЗАКОНЫ О ХРАМЕ

  • Тора предписывает построить Всевышнему Храм, предназначенный для совершения в нем жертвоприношений, и приходят в него на праздники три раза в год. В Торе подробно описан Мишкан, временный Храм, построенный Моше-рабейну. (1:1).

  • Тора предписывает испытывать благовейный страх перед Храмом. Но не самого Храма ты боишься, а Того, Кто это повелел. (7:1)

  • Несмотря на то, что сегодня Храм пребывает в разрушении из-за наших грехов, каждый человек обязан испытыват перед ним благовейный страх точно так же,как в дни, когда Храм стоял в своем полном великолепии. Поэтому никто не имеет права зайти дальше, чем разрешается, или сесть на территории Храмового двора, или вести себя легкомысленно напротив места, где стояли Восточные ворота. Ибо в Торе сказано: "Субботы Мои соблюдайте и Святилища Моего бойтесь" - как соблюдение субботы навсегда, так и боязнь Храма навсегда. Потому что несмотря на то, что он разрушен - он остается в своей святости. (7:6).


МИШНА, ТРАКТАТ "МИДОТ"

В трех местах коэны стоят на страже в Храме: а Палате Автинаса, в надстройке над воротами Шаар аницоц и в Палате Бейт-амокед. А левиты стояли на страже в двадцати одном месте: пять - на пяти воротах Храмовой горы, четыре - с внутренней стороны четырех углов стены, окружавшей ее, пять - на пяти воротах Храма, четыре - с внешней стороны четырех углов стены Храма, один - в Палате жертвоприношений , один - в палате ткачей завесы и один - позади Святая Святых. (1:1).

КНИГА ПРОРОКА ЙЕХЕЗКЕЛЯ
А ты, сын человеческий, расскажи Дому Израиля об этом Храме, и устыдятся они грехов своих, и постигнут все части его строения. И коль устыдятся они всего, что наделали, - внешний вид Храма, и устройство его, и входы в него, и ворота его, и всю обстановку его, и все законы о нем, и все, что есть в нем, и все учение о нем сообщи им и напиши все на глазах у них. И будут они хранить все описание вида его, и все законы о нем будут они исполнять. Вот учение о Храме: на вершине горы, все пределы вокруг - Святая Святых; это - учение о Храме. (43: 10-12).

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА - СУТЬ ГРЯДУЩЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

  • Мы вернулись в Страну Израиля - строящуюся и процветающую на наших глазах. И, тем не менее, мы не перестаем молиться о построении Третьего Храма и с нетерпением этого ждем, потому что в нем - суть Грядущего Освобождения. В разрушении Храма выразилась суть постигшего нас Изгнания. Подобно этому, в положительном смысле, восстановление Храма - окончательный и решающий момент в Избавлении всего еврейского народа.

  • Храм - это место, в котором Б-жественное присуствие (Шхина) было совершенно явно. Весь народ, трижды в год собиравшийся в Храм на праздники, убеждался в этом собственными глазами. И не только сыны Израиля, но и неевреи - и потому они тоже посылали в Храм свои жертвы и дары.

  • Трижды в день мы молимся: "Да увидим мы своими глазами, как Ты вернешься в Сион", То есть: да будет скорее отстроен Храм, и тогда мы собственными глазами увидим, что Всевышний вернулся и пребывает в Сионе.

  • Поэтому мы скорбим о разрушении Храма, постоянно ждем его восстановления и стараемся больше узнать о нем, чтобы тем самым приблизить день его возрождения - да произойдет это скоро, в наши дни!

 

КАК БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН ХРАМ?

  • Еврейские первоисточники приводят два мнения, на первый взгляд противоречащие друг другу. Согласно одному из них, Третий Храм, отстроенный Б-жественным огнем, спустится с небес в готовом виде. Согласно другому - Храм будет отстроен руками человека, и сделает это Царь-Машиах.

  • В очень значительной мере способ восстановления Храма зависит от нас, от наших дел. Но представляется верным, что в постройке Третьего Храма будут участвовать оба фактора: Царь-Машиах начнет строить Храм человеческими руками, и тогда придет чудесная помощь с небес.

 

ПРИЗЫВ ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ

В дни "Бейн - амецарим", в течение трех суббот между постами 17 Тамуза и 9 Ава нужно увеличить пожертвования (цдака) и больше учить Тору - в особенности те ее разделы, которые говорят о Грядущем освобождении и о Храме. Благодаря этому исполнится обещание Всевышнего: "Я зачту это, как если бы они в самом деле занимались его строительством". И прежде всего следует изучать те главы из книги "Шмот", где дается подробное описание Мишкана, построенного Моше-рабейну, главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, описывающие Третий Храм, трактаты Мишны "Мидот" и "Тамид", посвященные устройству Храма и служению в нем, и также "Законы о Храме" из труда Рамбама "Мишнэ-Тора".
В наши дни в изучении всего этого необходимо проявлять крайний энтузиазм - так как мы стоим в буквальном смысле слова на самом пороге истинного и полного Освобождения, и в самом ближайшем будущем существование Храма станет физической реальностью - с приходом нашего освободителя, праведного Машиаха!

Иллюстрации к буклету любезно предоставлены из книг:
"Амикдаш" - богато иллюстрированный альбом, дающий полное представление о Втором Храме и его утвари согласно Рамбаму; изд. "Брит шалом", тел: 02-6524274.
"Сефер амикдаш" - иллюстрированный альбом, рассказывающий о полной истории храма; изд. "Пирсумей Исраэль" и "Махон амиедаш", тел: 02-6264545.


 


©Copyright 2001, Chabad Youth Organization. All rights reserved. Site produced by Netzart Fedorov Media