/
/

ТИШРИ

РОШ АШАНА - НОВЫЙ ГОД

.Два дня Рош Ашана (для 5762 г. - 18-19 сентября 2001 г.) - один праздник. Как сказано в Талмуде, "один длинный день".

"Рош Ашана" - в буквальном переводе с иврита "голова года". Это значит, что подобно тому, как вся жизнедеятельность организма зависит от головы, вся жизнь человека в наступающем году зависит от того, что решит Всевышний в Рош Ашана.
Поэтому у евреев Новый год - это Судный день.

В молитвах Рош Ашана мы обращаенмся ко Всевышнему всем сердцем:
"Авину Малкейну", Отец наш, Царь наш, нет над нами иного Властелина, кроме Тебя одного!

Дни трепета и надежды

В наших представлениях об осенних праздниках существует путаница. Йом Кипур, который называют "судным днем", - это на самом деле день прощения, когда Всевышний стирает наши грехи.
Днем суда является Рош Ашана, новый год. Говорится, что в этот день все люди похожи на стадо овец, сгрудившихся у входа в загон. Овец много, но ворота узкие, войти можно только поодиночке. Пастух смотрит и ведет счет. Сейчас решается судьба каждого человека, живущего на земле. Как сказано в молитве: "Этому меч, а этому мир..."
Отсюда особый настрой этого праздника - торжественный трепет. И надежда.
Главный момент Рош Ашана - трубление в шофар, бараний рог. Его резкий звук должен пробудить еврейскую душу от сна, заставить ее содрогнуться.
В Талмуде сказано, что тот, кто хочет стать богатым в новом году, должен быть бедным в Рош Ашана. "Бедным" - в духовном смысле. Это правило не относится к банковскому счету. Оно касается счета собственной души.
В Рош Ашана еврей обязан подвести итог своему поведению в прошлом году и осознать, как много хорошего ему еще надо сделать. Поэтому мы не кричим в Новый год: "С новым счастьем!" Мы переживаем тесноту рамок нашей прежней жизни как беду, как недостаток.
И если, услышав грозный звук шофара, наша душа встрепенется, - это залог того, что теперь она станет более чуткой, более отзывчивой.
И благодаря ей кому-то станет светлее в этом мире, кому-то - теплее...
Работа нелегкая, но ведь не мы же первые взялись за нее... И с этой простой дедушкиной верой мы макаем хлеб в мед, чтобы год был сладким...


Контуры праздника

Зажигание свечей - накануне Рош Ашана до наступления темноты (для 5762 г. - 17 сентября 2001 г.) и назавтра (18 сентября 2001 г.) зажигаем свечи. Если первый день Рош Ашана совпадает с субботой, то свечи для второго дня зажигам после исхода субботы (т.е. с наступлением темноты). Время и благословения приведены ниже в последнем разделе.

Приветствия - после окончания вечерней молитвы в первую ночь праздника приветствуют друг друга. Мужчине говорят: "Лешана това тикатэйв вэ-тэйхатэм!", а женщине - "Лешана това тикатви вэ-тэйхатэйми!".
Это значит: "Дай Б-г, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!".


Праздничный стол:

* Оба дня перед ужином и перед обедом совершают кидуш - освящение праздника над бокалом вина.
* В течение двух дней Рош Ашана, когда приступают к еде, то после омовения рук и произнесения благословения над хлебом, ломоть хлеба обмакивают в мед (а не в соль, как обычно).
* В начале ужина в первую ночь Рош Ашана принято есть яблоко с медом, предварительно произнеся пожелание: "Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким!"
*За ужином в первую ночь принято есть овощи и фрукты, ивритское название которых созвучно с символами удачи и счастья - финики, гранаты, морковь, а также голову рыбы.
Не едят кислого и горького. Орехи тоже не едят, потому что сумма числовых значений букв этого слова на иврите намекает на слово "грех".


Трубный глас шофара - это кульминация праздника, символизирующая коронацию Б-га как Владыки вселенной. Помните обычай трубить во время коронации царей?
В 5762 г. трубят в шофар в синагогах во время утренней молитвы в первый и во второй дни праздника после чтения Торы 1-2 Тишри (18-19 сентября 2001 г.). Если первый день Рош Ашана совпадает с субботой, то трубят в шофар только во время утренней молитвы на второй день праздника.
Очень важно внимательно слушать звуки шофара, звуки без слов и мелодий, пробуждающие в наших сердцах веру простую и глубокую.
Все приходим в синагогу слушать звуки шофара!

Ташлих - церемония, означающая полное раскаяние в совершенных грехах.
В 5762 году ташлих совершают в первый день Рош Ашана (когда первый день Рош Ашана совпадает с субботой, ташлих совершают во второй день). После молитвы минха евреи идут к воде (к реке, к роднику, к морю) и читают там молитвы, чтобы пробудить милосердие Всевышнего, а затем отряхивают полы одежды, - словно сбрасывая в воду совершенные грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.

"Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким!"

Йом Кипур

Десять дней раскаяния
Десять дней раскаяния начинаются в Рош Ашана и заканчиваются в Йом Кипур.
В эти дни люди проверяют свои поступки и стараются исправить все, что можно. Еврейский закон советует в эти дни строже и любовней соблюдать заповеди Торы.
А главное, стараются как можно лучше выполнить заповедь цдака - помощи нуждающимся. В эти дни щедрыми стараются быть все.

3 Тишри - пост Гедальи. В память о Гедалье, сыне Ахикама, главе еврейской общины Эрец-Исраэль, злодейски убитом после разрушения Первого Храма.
Пост начинается перед восходом солнца и кончается с наступлением темноты. Это время серьезных размышлений и самоотчета..

Капарот
Обычай предписывает нам рано утром накануне Йом Кипура (или в один из предшествующих дней) совершить обряд капарот, символизирующий очищение от грехов.
Можно исполнить обряд капарот деньгами, которые затем отдают нуждающимся.

Канун Йом Кипура (для 5762 г. - 26 сентября 2001 г.)
В этот день принято устраивать праздничную трапезу. Почему мы радуемся? Потому что твердо верим в безграничное милосердие Всевышнего.
Важно помнить, что Йом Кипур искупает грехи только по отношению ко Всевышнему. По отношению же к людям - при условии, что мы сами смогли уладить свои проблемы с ними, добиться прощения у тех, которых обидели вольно или невольно, загладив свою вину добрыми делами. Вечером зажигают специальную свечу в память о близких родственниках, ушедших из этого мира, а затем, в указанное время, зажигают свечи в честь Йом Кипура.
Пост начинается перед зажиганием свечей, незадолго до захода солнца.

Йом Кипур - 10 Тишри
Йом Кипур начинается накануне вечером (для 5762 г. - 26 сентября 2001 г.).
Нет ни одного дня в году, который обладал бы такой же святостью, как Йом Кипур.
Тора называет Йом Кипур "Субботой суббот". В этот день действуют те же правила, что и в обычный субботний день. Но кроме того, есть еще некоторые ограничения, выделяющие этот день: нельзя есть и пить, нельзя умываться и носить кожаную обувь, запрещена супружеская близость.
Пост длится чуть больше суток - с захода солнца 9 Тишри и до выхода звезд следующего дня.
К завершению дня чувствуется особая близость еврейских душ к Творцу, которая возможна только один раз в году - в Йом Кипур.
В конце молитвы трубят в шофар, и все, кто находятся в синагоге, восклицают:
В будущем году - в Иерусалиме!


Суккот

Праздник Суккот - "время веселья нашего"
После дней размышлений и самоотчета, дней Суда и Всепрощения приходит к нам радость праздника Суккот.
Начинается он 15 Тишри (для 5762 г. - вечером 1 октября 2001 г.) и продолжается семь дней. Это один из трех праздников в году, на которые, по указанию Торы, евреи собирались в Иерусалиме.
Название праздника на иврите означает "шалаши". Осенью, когда все люди возвращаются из летних жилищ в свои прочные, теплые дома, евреи, наоборот, на целую неделю выходят из своих домов и переселяются в шалаши.
Задумайся над тем, что все материальные блага - словно шалаш, покрытый листьями, которые сегодня еще зелены, а завтра увянут. Знай, что единственная ценность в твоей жизни - это исполнение заповедей Всевышнего и духовный рост.

Заповедь "нетилат лулав"
В течение всех дней Суккот (кроме субботы) берут соединенные вместе челыре вида растений "арба миним" и совершают действие, которому нет синонима [нет точного перевода] в русском языке. Это некое волновое движение от сердца к миру - "нетилат лулав" - возношение лулава. При этом произносят специальное благословение:

БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЛУЛАВ!

Тот, кто впервые в этом году исполняет эту заповедь, произносит также:

БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, ШЕЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ!

Этрог - плод цитрусового дерева, имеет приятный запах и вкус. Символизирует евреев, отличающихся знанием Торы и добрыми делами.
Лулав - побег финиковой пальмы, не имеет запаха, но плоды его вкусны. Это евреи, знатоки Торы, но отстающие в исполнении добрых дел.
Адас - ветка миртового дерева. Адас ароматен, но не имеет вкуса. Это евреи, совершающие добрые дела, но не изучающие Тору.
Арава - ветвь ивы, не имеет ни запаха, ни вкуса. Символизирует евреев, не имеющих заслуг ни в изучении Торы, ни в исполнении добрых дел.
Соединяя вместе эти четыре вида растений, мы подчеркиваем замысел Творца объединить всех евреев на основе Торы и ее заповедей, где каждый отдельный еврей является неотъемлемой частью всего народа.

Симхат Бэйт-ашоэва

Истинная радость, радость праздника проявляется в ежедневном веселье "Симхат Бэйт-ашоэва" - в память о "веселье черпания воды" в Иерусалимском Храме. Радость, пение, звуки оркестров, веселые танцы - так отмечают евреи эти дни.

Ошана-Раба - 21 Тишри (для 5762 г. - 8 октября 2001 г.)
В этот день читаются особые молитвы с просьбами ко Всевышнему послать благословение плодам наших рук, земле и стадам, посеву и жатве - молитвы о дожде.

Симхат Тора

Шмини Ацэрет и Симхат Тора
Восьмой день от начала Суккот 22 Тишри (для 5762 г. - 9 октября 2001 г.) - праздник Шмини Ацэрет, соединенный в Стране Израиля с праздником Симхат Тора.
В диаспоре, за пределами Страны Израиля, это два [праздничных] дня: Ацэрет - восьмой день Суккот, а Симхат Тора - девятый.
Шмини Ацэрет, завершение праздничной недели Суккот, отмечают уже в доме.

Симхат Тора
Во время утренней молитвы завершается годовой цикл чтения Торы и тут же начинается новый. Ведь Тора бесконечна, она словно кольцо, у которого нет ни начала, ни конца.
В этот день принято вызывать всех мужчин и мальчиков к чтению Торы, чтобы каждый удостоился этой чести.
У нас немало радостных праздников, но радость этого дня окрашена особым светом. Она как бы спускается к нам сверху, и мы пляшем вокруг свитков Торы, не ощущая ни времени, ни пространства...

"То , чего добитвается еврей в Рош Ашана молитвой и слезами, он может добиться в праздник Симхат Тора танцами и весельем..."
Рабби Шалом Дов-Бер, пятый Любавичский ребе.


Указания к зажиганию свечей в честь праздников месяца Тишри

Время зажигания свечей для каждого населенного пункта можно узнать в местной синагоге или у компетентных людей. После зажигания свечей произносят благословения в соответствии со следующей таблицей:

Благословения, произносимые при зажигании свечей:

1. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ЙОМ АЗИКАРОН!

2. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ ВЭ ШЕЛЬ ЙОМ АЗИКАРОН!

3. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ЙОМ АКИПУРИМ!

4. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ ВЭ ШЕЛЬ ЙОМ АКИПУРИМ!

5. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ЙОМ ТОВ.

6. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ ВЭ ШЕЛЬ ЙОМ ТОВ.

7. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, ШЕЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИЯНУ ЛИЗМАН АЗЭ!

8. БАРУХ АТА, АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ КОДЕШ!

Если праздник Рош Ашана выпадает на субботу, свечи в честь Второго дня Рош Ашана зажигают после исхода субботы (с наступлением темноты и выходом звезд) только от огня свечи или газовой горелки, зажженного в пятницу до наступления праздника.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ
В МЕСЯЦЕ ТИШРИ 5762 ГОДА
ЕСЛИ РОШ АШАНА НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ**


* из брошюры с одноименным названием
** как в 5760 г. (1999-2000 гг.) или 5761 г. (2000-01 гг.)
*** если Йом Кипур совпадает с субботой - как в 5758 г. (1997-98 гг.) или 5765 г. (2004-05 гг.) - тогда читают Благословения 4 и 7

 


©Copyright 2001, Chabad Youth Organization. All rights reserved. Site produced by Netzart Fedorov Media