/
/

ЭЛУЛ
Элул - месяц милосердия

Месяц этот называют месяцем Б-жественного благоволения, месяцем тшувы - раскаяния и возвращения на путь правды. В течение этого месяца евреи готовятся к Рош Ашана, к дням Суда.
Мы как бы останавливаемся для самопроверки, взвешиваем все наши поступки в течение уходящего года, выясняя, что было сделано и что упущено.
Это время, когда Царь, в покои которого в течение всего года проникнуть совсем непросто, выходит навстречу своим подданным и становится виден и доступен каждому человеку. Теперь каждый может приблизиться к Нему со своими желаниями и удостоиться Его помощи.


Еврейская мудрость говорит о трех вещах, которыми можно смягчить небесный приговор - это:

  • тшува - раскаяние в дурных поступках и возвращение к жизни по законам Торы;

  • тфила - молитва, обращение ко Всевышнему всем сердцем;

  • цдака - помощь нуждающимся.

Однако настоящий смысл этих слов на иврите куда глубже, чем их русский перевод.
Тшува буквально означает "возвращение". Как возвращаются домой, к отцу, так возвращаются ко Всевышнему, к Еврейству, к жизни по Торе.
А тфила - это не "мольба", а "восстановление связи". Обращаясь ко Всевышнему всем сердцем, всей душой, еврей как бы "выходит на связь" с Небесами и получает свыше заряд жизненной энергии.
Цдака же не "милостыня", как на русском языке, а "справедливость". Всевышний велит нам помогать другим евреям, нашим братьям, не из доброты или жалости, а с сознанием, что тем самым мы исполняем Его поручение: заботиться о справедливости в этом мире.

Контуры месяца

В течение всего месяца, кроме суббот и кануна Рош Ашана, трубят в шофар (бараний рог). Его тревожные, прерывистые звуки будят сердце, заставляя вспомнить о неотданных долгах, о непрощенных обидах.
Год кончается, пора давать отчет.
В Элул все евреи стараются увеличить "баланс добрых дел".

18элула (18 сентября) - день рождения основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем Това. Согласно традиции, спустя годы в этот же день он встретил своего таинственного наставника, который передал ему глубочайшие тайны Торы. В тот же день рабби Исраэль "открылся" - основал новое движение, которое помогает понять духовные корни еврейства, заглянуть себе в душу.


18 Элула (случайно ли это?) родился рабби Шнеур Залман, первый Ребе Хабада.

Он учился у ученика Баал Шем Това - у великого рабби Магида из Мезрича. Поэтому рабби Шнеур Залман называл Баал Шем Това "зейде", дедушка, подчеркивая духовную связь между ними.

 

24 элула (в канун 5762 г. это ночь на 12 сентября 2001 г.)
С этого дня мы начинаем читать слихот - просьбы о прощении в преддверие Нового года.
В большинстве общин эти молитвы читают в синагоге перед рассветом, до начала утренней молитвы.

Канун Рош Ашана (для 5762 г. - 17 сентября 2001 г.)
Это последний из дней, когда можно исправить то, что не сумел исправить раньше. Дают цдаку еще больше обычного, обращаются к соседям и приятелям: "Если в прошлом году чем тебя обидел, то..."
Добрыми делами мы стараемся загладить свою вину перед людьми, которых вольно или невольно обидели.
В месяце Элул мы желаем друг другу счастливого года.

ОДИН РАЗ УСЛЫШАТЬ...

О Баал Шем Това в движении хасидизма написано множество ученых трудов. Вот уже около двухсот лет исследователи ломают голову: Что нового принес хасидизм в еврейство, почему он так популярен?
Это не было реформой еврейского закона. Так в чем же новизна?
Тот, кто ищет новое, переставляя мебель в комнате, для того хасидизм останется "черным ящиком". Тот, кто допускает, что перемены могут происходить не только в обществе, но и в душе, имеет больше шансов проникнуть в природу хасидизма.
Пословица гласит: "Лучше один раз увидеть..." Но иногда "один раз услышать" - тоже много. Внук рабби Шнеур Залмана однажды услышал, как его дед обращается ко Всевышнему во время молитвы: "Я ничего не хочу... Я не хочу Твоего рая... Я не хочу Твоего будущего мира... Я только Тебя Самого!.."

Царь в поле

В этот момент в России и на Украине, в Америке и в Канаде деревья наливаются золотом, и щедро бросают его вниз. Кленовый лист, перевернувшись в воздухе, падает в грязь, набухает влагой и чернеет.Ничего не поделаешь, сила тяготения.
В этот месяц еврейская душа совершает обратное движение. Будьте кем угодно - усердным пианистом или гениальным зубным врачем, живите где хотите - в Черемышках или на Брайтон-бич, в Тверии или в Димоне, но вдруг, внезапно, среди ночи, сон выдуло из глаз, и в серых волнах памяти сложился портрет прадеда, шамеса в синагоге. Который деловито месил в потемках грязь местечка, стучал палкой в ставни и распевно кричал на идиш:
-Ин шул арайн!
То есть-пожалуйте в синагогу.
В месяце Элул на молитву поднимаются рано. Закрывая за собой двери года, нужно вспомнить о забытых хороших делах и о нечаянных плохих. И исправить то, что можно исправить.
В этот месяц небо такое чистое, что любой нормальный человек, а не только праведник, может уголком души услыхать серебряные голоса ангелов, возвещающих о том, что Царь идет.
Чтобы растолковать нам то особое состояние душ и мира, которое наступает в месяце Элул, наши мудрецы обращаются к метафоре. Они говорят, что все месяцы года Царь находится во дворце, но в Элул он выезжает в поле. И выбежать ему навстречу может каждый.
В этот месяц больше, чем в любой другой, еврейская душа, одолев силу тяготения, рвется вверх к Творцу, к своему источнику.


"Когда два еврея встретились, от этого наверняка будет польза им обоим. Но этого мало. Нужно, чтобы они подумали о том, как помочь третьему"
Рабби И,И, Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе.

 


©Copyright 2001, Chabad Youth Organization. All rights reserved. Site produced by Netzart Fedorov Media